Заместитель председателя ОВЦС дал оценку роли Сталина в истории России
14 августа 2009 года председателем Комиссии ЦК КПРФ по военно-патриотической работе генерал-майором авиации Е.И.Копышевым на имя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона было направлено письмо с просьбой разъяснить позицию высокого представителя Русской Православной Церкви в отношении роли личности И.В.Сталина в отечественной истории, озвученную им в журнале «Эксперт» от 15 июня 2009 года. При этом в ОВЦС МП были пересланы книга Г.А.Зюганова «Сталин и современность», а также другие материалы КПРФ, посвященные ее патриотической позиции.
В частности, в обращении к архиепископу Илариону говорится: «Сомнения в правдоподобности Ваших высказываний вынуждают меня, атеиста, выступить в защиту моих предков – рабочих и крестьян, атеистов и верующих, которые под знаменем В.И.Ленина создавали Советский Союз, под руководством коммунистической партии во главе с И.В.Сталиным победили коалицию фашистских стран Европы, подняли страну из руин до Великой Державы и при этом соблюдали свободу совести каждого человека. Вынужден напомнить Вам, что бесноватый фюрер планировал в каждом оккупированном населенном пункте СССР открывать церкви различных конфессий с условием, чтобы священники призывали верующих уважать фашистскую власть и служить ей».
Тщательно изучив все полученные материалы и проведя дополнительное исследование вопроса, от имени главы ОВЦС МП адресату ответил его заместитель иеромонах Филипп (Рябых).
Текст послания приводится ниже.
Председателю комиссии по военно-патриотической работе
Центрального комитета Коммунистической партии
Российской Федерации
Е.И. КОПЫШЕВУ
Уважаемый Евгений Иванович!
Благодарю Вас за письмо и книги, направленные Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископу Волоколамскому Илариону.
Прежде всего хотел бы подтвердить Вам, что приведенная в Вашем письме цитата действительно принадлежит архиепископу Илариону и взята из его интервью журналу «Эксперт» (№ 23 (661) от 15.06.2009 г.).
Русская Православная Церковь всегда была со своим народом на протяжении всей более чем тысячелетней истории Государства Российского. Именно Церковь стала объединяющим началом, вокруг которого зиждилась Святая Русь. В моменты, когда государственная власть проявляла несправедливость, Русская Церковь возвышала свой голос правды. Можно приводить бесконечные примеры такой деятельности, но достаточно назвать подвиг святителя Филиппа, митрополита Московского, обличавшего ужасы правления «грозного» царя Иоанна Васильевича. И в наше непростое время Церковь выступает за права простого народа. Напомню позицию Церкви в период проведения социальной реформы – т.н. монетизации льгот, когда многие наши сограждане лишились своего соцобеспечения. В связи с этим хотел бы привести слова из принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
Русская Православная Церковь готова сегодня противостоять любой неправде, в том числе возникающей в оценках недавнего прошлого. Руководствуясь благородными патриотическими чувствами и справедливо борясь с искажениями истории ХХ века, сегодня некоторые представители нашего общества впадают в другую крайность – стремятся героизировать советских деятелей и их политический курс. Речь, в частности, идет о личности И.В.Сталина. К сожалению, почитатели И.В.Сталина строят свою позицию на нескольких совершенно ложных утверждениях.
Некоторые настаивают на том, что «И.В.Сталин не был гонителем Церкви, а покровительствовал ей». Для доказательства этого они приводят выдержки из некоторых документов, нарочито сокращая их. Так, из циркулярного письма ЦК РКП(б) № 30 от 16 августа 1923 г. «Об отношении к религиозным организациям» приводят указания, которые направлены против произвола местных властей в отношении религиозных организаций. Однако суть документа раскрывается в его других идеях, помещенных далее: «Строго секретно. ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и вообще в области отношений к верующим и к их культам». И далее: «Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения Церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции». Как видим, письмо вызвано тактическими соображениями, а стратегическая цель оставалась прежней – ликвидация религии.
Такому же анализу можно подвергнуть документ от 12 сентября 1933 года. В нем говорится: «Совершенно секретно. № 1037/19. Тов. Менжинскому В.Р. В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». Прежде всего, этот документ свидетельствует о вандализме: за десять лет было полностью уничтожено 150 храмов. Во-вторых, он свидетельствует о поругании церковных святынь властями: 300 не уничтоженных храмов, где раньше возносилась молитва Богу, были закрыты. Они превращены в цеха, тюрьмы, изоляторы и колонии. В большинстве из них были устроены туалеты, осквернены алтари. В-третьих, циркуляр ничего не говорит о том, что не следует закрывать храмы. Говорится лишь о том, что нельзя сносить храмы, которые «следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». После этого постановления был снесен выдающийся памятник московского барокко церковь Успения на Покровке (1696–1699) в 1935–1936 годах. Такая же судьба постигла и другие памятники храмового зодчества, в том числе Храм Христа Спасителя, разрушенный в 1931 году.
Нередко утверждается, что Сталин покровительствовал Церкви. При этом закрываются глаза на страшную историю гонений, которые по жестокости и масштабности намного превышают гонения в Римской империи. К 1917 году в России насчитывалось 54 692 приходских храмов. Было 1025 монастырей. В составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов. Во второй половине 1930-х годов на территории страны все монастыри были уничтожены. «В 1928 году закрыто было 534 церкви, а в 1929 – уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года – только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви… К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов (протоиерей Владислав Цыпин, История Русской Православной Церкви. Глава «Русская Православная Церковь в 1929–1941 годах»).
Одновременно шло уничтожение священнослужителей. «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» (игумен Дамаскин (Орловский), История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации).
Знакомство со следственными делами убеждает, что действовала жестокая и хорошо спланированная система террора. Необходимо поставить вопрос: несет ли лично И.В.Сталин за это ответственность? Да. Несет ответственность не только как глава тоталитарного государства, но и как прямой инициатор гонений на Церковь и религию. 15 мая 1932 года И.В.Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Не произошло это, потому что Божественный Спаситель дал обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18).
Многие сторонники И.В.Сталина чаще всего ссылаются на его встречу ночью 4 сентября 1943 года с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) как на пример доброго отношения к Церкви. Однако в результате этого общения произошло лишь ослабление гонений. Такие изменения сталинской политики строились исключительно на прагматическом расчете, так как главный курс государства на борьбу с религией не был скорректирован, а государственная идеология оставалась атеистической. Тогда два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. Во время переписи 1937 года 57,7% опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство. Вторая причина уступок была внешней. Потепление отношений с религиозными организациями нужно было в качестве пропагандистских шагов для западных союзников. Сказанное вытекает из того, что гонения ослабли, но не прекратились. В это время в заключении продолжал томиться святитель Афанасий (Сахаров). 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. 13 августа 1945 владыка скончался в ссылке. В сентябре 1944 года был арестован священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть). Он мужественно исповедовал православную веру во время пыток и издевательств и скончался в тюрьме НКВД. Можно привести и другие случаи государственного давления на Церковь после 1949 года вплоть до самой смерти Сталина.
С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и, самое главное, с этого времени начинается методичное закрытие храмов. Если к 1948 году в СССР было открыто 14,5 тысячи храмов, то за последние годы жизни Сталина было закрыто около тысячи храмов. В записке И.В. Сталину, поданной 25 июля 1948 года министром МГБ В. Абакумовым, сообщается, что за период с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов»; из них православных – 679.
В защиту И.В.Сталина приводится утверждение, что он был верующим человеком. Мнение это не подтверждено никакими фактическими данными. Законно спросить: как верующий христианин мог создать один из самых бесчеловечных режимов? В годы правления Сталина миллионы были расстреляны и замучены в лагерях. Почти полвека шла работа по реабилитации невинно осужденных. В Государственном архиве России есть документ, который ужасает. Это секретная книга, подготовленная Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными» (ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 14–17 ). В ней говорится: «В настоящее время в системе ГУЛАГа действуют 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа. С момента решения ЦК ВКП(б) и СНК через трудовые колонии пропущено 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 68 927 судившихся и 86 579 не судившихся». Через ГУЛАГ за пять лет пропущено 155 506 подростков!
Для взрослых существовали: Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), Бамлаг, Берлаг, Безымянлаг, Белбалтлаг, Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ), Вятлаг, Дальлаг, Джезказганлаг, Джугджурлаг, Дмитровлаг (Волголаг), Дубравлаг, Инталаг, Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Кизеллаг, Котласский ИТЛ, Краслаг, Локчимлаг, Норильсклаг (Норильский ИТЛ), Озерлаг, Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг, Печжелдорлаг, Прорвлаг, Свирьлаг, СВИТЛ, Севжелдорлаг, Сиблаг, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Таежлаг, Устьвымлаг, Ухтпечлаг, Ухтижемлаг, Хабарлаг.
В свете всего выше сказанного хочется спросить: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом. В гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан. Неужели это все были враги народа? И.В.Сталин принес горе миллионам людей. Зачем же скрывать эту правду и делать из Сталина героя? Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и ее благодетелем опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу – страшная болезнь нашего времени.
Несмотря на все приведенные выше факты, Русская Православная Церковь готова сотрудничать со всеми политическими и общественными движениями, которые занимают патриотическую позицию, в том числе и с Коммунистической партией Российской Федерации. Церковь призвана нести мир и согласие в наше общество, будучи вне политической борьбы, думая лишь о благе народа и о процветании Отечества. Во многом социалистическое учение близко к христианским социальным идеям. К сожалению, коммунизм утверждался в России тоталитарными методами и на основе воинствующего атеизма. Сегодня стоит задача обновить социалистические взгляды на основе тысячелетней духовной традиции России. Надеюсь, что совместными усилиями мы можем справиться с ней.
С уважением и надеждой на понимание,
Заместитель Председателя
Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
иеромонах Филипп (Рябых)