Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь
14 апреля 2009 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Борисоглебском Аносином женском монастыре Московской области.
По окончании богослужения Святейший Владыка обратился со словами проповеди к насельницам обители и многочисленным богомольцам, приехавшим в этот подмосковный монастырь. Он, в частности, разъяснил, что Великий вторник посвящен воспоминаниям о Страшном Суде: «В Иерусалиме, накануне Своих Страданий, Господь, обращаясь к ученикам и народу, говорил о наиболее важных для спасения человеческой души вещах. Он замечательными сравнениями и притчами сделал понятными нам слова о кончине мира сего и Страшном Суде (ср. Мф. 25. 31-46)».
На протяжении всей человеческой истории возникали неоднократные попытки угадать, когда произойдет кончина мира; люди пытались толковать Священное Писание, распознавать некие знаки, но чаще всего ошибались, отметил Его Святейшество. «В последнее время появилось много сектантов, которые не просто пугают людей скорой кончиной мира, но нередко зарабатывают на этом деньги, обманывая несчастных», – добавил он.
«В Евангелии, которое было прочитано за вечерним богослужением в Великий понедельник и которое по церковному уставу относится к следующему, то есть к сегодняшнему, дню, ко вторнику, Господь отвечает на все эти человеческие вопрошания замечательными словами: «О времени же том и о часе никто не знает – ни ангелы Божии, но только Отец Небесный» (ср. Мк.13. 32), – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Только Богу известно время кончины мира, только Он знает о времени Второго, страшного пришествия Его Сына. Вот почему святые отцы предостерегают нас через свои труды от лукавых мудрствований, дабы мы не угадывали сроки, которые сокрыты от человека».
Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что более всего верующие должны помнить о своей собственной кончине, которая наступит не когда-то в отдаленном, а уже в обозримом будущем, ведь жизнь человеческая весьма скоротечна. После смерти каждый предстанет пред Господом, и тогда совершится частный Суд – не конечный, связанный со Вторым пришествием Спасителя, а тот, который определит загробную участь.
Сказав, что в том же самом Евангельском чтении Спаситель открывает нам тайну загробной жизни, Святейший Владыка напомнил притчу о талантах: «Каждый человек должен будет вернуть Богу дарованные ему таланты и способности умноженными. У всякого, даже на первый взгляд неспособного и бесталанного человека есть таланты. У одного – это сила ума, у другого – сила воли, у третьего – сила чувств, трудолюбие, терпение, великодушие, кротость… Вот для того, чтобы обрести Царствие Божие, мы эти таланты должны преумножить и развить, поэтому людям важно получить правильное образование».
«Образование – это не только передача суммы знаний, но, в первую очередь, совокупность средств, направленных на то, чтобы развить присущие человеку способности. Хорошо известно, что многие свои таланты обращают во зло, и потому не всякое умножение таланта является спасительным», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.
«Все то, что мы развиваем и совершенствуем через образование, через свое трудолюбие – все это должно прославлять имя Божие, чем бы мы ни занимались, будь то умственный или физический труд, – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. – Все, что мы делаем, должно быть во славу Божию, а потому перед человеком стоят очень важные задачи определять для себя жизненные цели. Во имя чего я буду трудиться? Является ли моя работа спасительной или через мой труд губятся человеческие жизни, души? В наш непростой, лукавый век есть много дел, направленных не на спасение, а на погибель человеческой души, где также раскрываются таланты».
Во время земной жизни складывается духовный багаж, который человек берет с собой в вечность, сказал далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив, что если в результате жизни мы обретаем в душе рай, то этот рай нами обретается и в вечности. Не может наследовать Царствие Небесное человек, который стал добычей диавола, в душе которого бесы и ад; и стяжавший радость во Святом Духе не может наследовать геенны огненной, потому что его духовное состояние не соответствует этому, выразил убеждение Его Святейшество.
«Почти каждый из нас, анализируя свою собственную жизнь, может сказать, что у него в душе – рай или ад, преумножены или загублены данные от Бога таланты, во имя Божие или на пагубу людей совершается преумножение талантов. На все эти вопросы каждый из нас способен дать ответ», – отметил Святейший Владыка.
«Евангельское повествование о Втором, страшном пришествии Господа, о великом суде Божием имеет непосредственное отношение к каждому из нас, и не только в связи с общей кончиной мира, но и в связи с нашей собственной кончиной, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Скоротечна жизнь человека: семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет (Пс. 89. 10) – это мгновение перед лицом вечности. Будучи вовлеченными в каждодневные заботы, напрягая свои силы для того, чтобы обладать какими-то материальными благами, хорошим положением в обществе, мы забываем о главной цели своего бытия, она как бы уходит от нас, заслоняется многими и многими задачами и проблемами, которые мы в суете своей все время решаем. Но время Великого поста, особенно же в дни святой и спасительной Страстной седмицы, даются нам именно для того, чтобы мы могли остановить свой жизненный бег, посмотреть внимательно на то, что происходит с нами, проанализировать состояние своей души, подвергнуть беспристрастному экзамену свое внутреннее состояние, чтобы, употребляя духовные силы, молитву, пост, покаяние, постараться изменить свою жизнь к лучшему».
В заключение Святейший Владыка призвал провести оставшиеся до Светлого Христова Воскресения дни в молитве и в размышлениях о своей собственной жизни, дабы с радостью встретить Святую Пасху.
Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовала настоятельница Борисоглебского Аносина женского монастыря. Она особо подчеркнула, что сей день стал особым – обитель впервые посетил Святейший Патриарх Кирилл. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) познакомила Его Святейшество с историей обители, рассказала о первой настоятельнице игумении Евгении (Мещерской).
***
Аносин Борисоглебский монастырь создан в 1820 году на основе женской общины при местной церкви по инициативе княжны Евдокии Николаевны Мещерской, родной тетки Федора Тютчева, в память о своем муже. Сначала монастырь существовал в виде богадельни, которая вскоре стала общиной, а в 1823 году она была преобразована в обитель. Княгиня Евдокия, постриженная в иночество с именем Евгении, была первой ее игуменией.
Монастырь был очень известным, до революции его называли «женской Оптиной пустынью». Славу Аносинскому монастырю приносила и хозяйственная деятельность: перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел сюда приезжали со всей России.
Всего в обители было три храма: соборный в честь Живоначальной Троицы, церковь во имя святителя Димитрия Ростовского и храм во имя святой Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями.
В соборном храме была погребена первая игумения и основательница монастыря Евгения, преставившаяся 3 февраля 1837 года.
Когда в 1927 году этот монастырь закрыли, на его месте открыли первую сельскохозяйственную коммуну. Долгое время в стенах обители размещалась машинно-тракторная станция. В 1919 году в монастыре также был открыт Московский областной краеведческий музей.
Обитель передана Русской Православной Церкви в августе 1992 года. В июне 2006 года приснопоминаемый Святейший патриарх Алексий II совершил освящение храма при Борисо-Глебском Аносиевом монастыре.
Служба коммуникации ОВЦС
Видео телеканала "Союз"
[gallery]