Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с руководителями пограничных регионов России, Украины и Белоруссии и правящими архиереями пограничных епархий
Уважаемые руководители областей, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Я очень рад возможности в этом уникальном месте встретиться с губернаторами пограничных областей и с Преосвященными владыками, которые возглавляют соответствующие епархии.
Мы сегодня стали свидетелями и участниками замечательного праздника. Это праздник не формальный, это праздник не «спущенный сверху». Он проистекает от потребности людей, он отражает их мироощущение, их понимание того, что означает сегодня быть украинцем, белорусом, россиянином. И вот что мы видим: это энтузиазм людей, это добрые улыбки, это братские отношения. И сама по себе эта атмосфера, которую формируют рядовые люди, — она, я думаю, может и должна транслироваться не только на близлежащие области, находящиеся в трех братских государствах, но и на народы наших стран и на нашу общественность.
Мне хотелось бы поговорить о приграничном сотрудничестве. «На полях» последнего Архиерейского Собора, который состоялся в феврале 2011 года, прошла встреча архиереев, несущих свое пастырское служение в приграничных областях, и были сформулированы некоторые мысли. Я хотел бы об этом сегодня рассказать.
На совещании, которое было проведено в феврале, обсужден и принят за основу перечень необходимых мер, которые архиереи сочли своевременным именно сейчас предпринять для развития отношений между людьми, живущими в непосредственной близости. Чтобы через гуманитарный фактор при участии Церкви развивалось экономическое сотрудничество, гуманитарное сотрудничество, и чтобы облегчались контакты между людьми.
Вы знаете, что существует понятие «еврорегионов». Деятельность по развитию соседских отношений не является специфически славянской. Сегодня весь европейский континент участвует в такого рода работе, и можно приводить замечательные примеры приграничного сотрудничества на территории Европы — хотя, конечно, между многими ее странами вообще не существует больше реально никаких границ, кроме формальных.
В частности, на совещании, которое прошло в дни Архиерейского Собора, была предложена идея создания координационного комитета епархий белорусско-российско-украинского приграничья. Также было предложено создать епархиальные отделы по приграничному сотрудничеству, которые могли бы курировать систему отношений, своевременно информировать общецерковный комитет и иметь контакты на местах с общественными организациями, которым небезразлично развитие приграничного сотрудничества.
Состав такого координационного комитета и его функции были мною утверждены, и после этого комитет направил запросы в приграничные епархии с просьбой сформулировать идеи, которые могли бы быть потом положены в программу общих действий.
И должен сказать, что абсолютное большинство епархий откликнулись. Мы получили целый перечень возможных мероприятий, которые бы следовало осуществлять на приграничной территории. Я хотел бы несколько таких предложений озвучить сегодня.
Во-первых, это совместные богослужения и празднования памятных дат. Действительно, народ ведь жил сравнительно до недавнего времени без всяких границ. Сохраняются человеческие связи, родственные связи — не мне вам говорить, вы об этом даже лучше знаете, конечно. Совместные праздники церковные, совершение богослужений, памятные даты, связанные с нашей гражданской историей и с церковным календарем, могли бы укреплять гуманитарное и духовное измерение приграничного сотрудничества.
Сделано также предложение о том, чтобы были проложены новые паломнические маршруты. Это важно, потому что паломничество сегодня становится частью современного туризма. В том, что мы называем туризмом, есть такая сфера, как религиозный туризм и паломничество. И все больше и больше людей перемещаются, в том числе и за пределы своих стран для того, чтобы поклониться святыням, участвовать в праздниках.
В настоящее время паломнические потоки внутри Русской Православной Церкви постоянно возрастают. Даже западный бизнес начинает проявлять к этой теме повышенный интерес, и мы получаем предложения о том, как с помощью западных коллег можно было бы организовать это, как можно было бы построить гостиницы и так далее. Не исключено, что можно будет привлекать и инвесторов. Но самое главное — мы должны сегодня осознать, что паломничество является важной частью совместной духовной жизни народов. Кроме того, оно имеет также свои положительные социальные, экономические и политические последствия и измерения.
Очень важная тема, которую подняли некоторые архиереи, — это перенесение святынь. У нас в этом году юбилей прославления святого Иоасафа Белгородского. Вы знаете, что его нетленные мощи находятся в Белгороде. Создана комиссия, которая прорабатывает все возможные вопросы, связанные с принесением этих мощей на территорию Украины.
Согласованы с российскими пограничными, таможенными и санитарными властями все темы, связанные с переносом мощей. Изготовлена соответствующая рака, в которой могут храниться эти мощи. Есть некоторые проблемы, связанные с тем, что не до конца завершены согласования российской и украинской стороны. Но я очень надеюсь, что мы успеем это согласование завершить. Здесь присутствует Преосвященный Сергий Солнечногорский, который несет ответственность за эту программу.
Такого рода программы могут осуществляться и в будущем. Перенесение святынь воодушевляет людей. Каждый, наверное, был свидетелем, когда принесение святыни, чудотворного образа, святых мощей поднимает огромную волну духовного энтузиазма. Люди часами стоят, чтобы только приложиться, помолиться! Достаточно сказать, что Москва — современный мегаполис со всеми его проблемами — вдруг в такие дни преображается, и люди могут видеть на улицах Москвы километровые очереди тех, кто желает прикоснуться к святыне. Некоторых современных людей это просто поражает, потому что массовые проявления религиозности в одном месте мы не всегда можем наблюдать. И по причине стиля жизни современных людей, который не всегда дает возможность регулярно посещать храм, а иногда и по причине невозможности организовать церковное торжество в каком-либо месте.
А принесение святынь приводит в движение массу людей. И мне думается, что принесение святынь из дальнего зарубежья — в первую очередь это Афон, Греция, — можно было бы планировать таким образом, чтобы святыня, принесенная, например, в Россию, могла бы посетить в том числе и приграничные епархии сопредельных стран.
Несомненна — и это было отражено в отзывах архиереев — серьезная проблема, связанная с координацией деятельности в сфере духовного образования, просвещения, социального служения и, конечно, работы с молодежью. Действительно, проблема молодежи становится, я считаю, проблемой номер один. Дети живут в открытом обществе. Это открытое общество имеет очень много положительного потенциала с точки зрения возможностей развития. Но одновременно оно вводит детей в соприкосновение с такими искушениями, соблазнами, идя на поводу которых человек разрушает свою личность, не способен создать семью, подвергает огромной опасности свое физическое здоровье, не говоря уже о духовном.
На передней линии этих проблем находится трагедия, связанная с распространением наркомании и алкоголизма. Дети начинают употреблять наркотики еще в отроческом возрасте, начинают употреблять так называемые легкоалкогольные, а на самом деле самые опасные и страшные напитки. И к тому времени, когда нужно служить в армии, очень многие из них уже не способны к тому, чтобы долг перед страной выполнить.
Тема алкоголизма и наркомании — это тема, от которой зависит наше будущее. Церковь сегодня самым активным образом включилась в эту работу. Церковных приютов, учреждений по реабилитации наркозависимых в России на порядок больше, чем государственных. По оценке светских специалистов, уровень реабилитации в церковных учреждениях во много раз превышает аналогичные показатели в светских учреждениях.
Это происходит потому, что церковные учреждения не просто реабилитируют человека. Церковная проповедь, церковная работа с больными направлена и на воздействие рациональное, на обращение к разуму, но это обращение и к сердцу человека. Но самая главная сила — не в человеческой проповеди, не в человеческой организации. Иногда наркоманы, проходящие реабилитацию в Церкви, живут в очень сложных технических условиях. У нас нет денег. Иногда они сами все делают для себя, вплоть до того, что хлеб добывают сами. Но держатся за это место, потому что оно как якорь для них, потому что на такого человека воздействует не столько слово священника, сколько благодать Божия. Мы молимся, мы вместе с ними совершаем богослужения, они исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин, и благодать Божия прикасается к их сердцам.
Думаю, что тема эта тоже могла бы быть предметом изучения в контексте церковного приграничного сотрудничества. Обмен опытом, думаю, был бы очень полезен, а может быть и совместные программы.
Конечно, очень важно также, чтобы развивалось культурное сотрудничество: фестивали, подобные тому, свидетелями и участниками которого мы сегодня были, совместная информационная деятельность. Полагаю, что Церковь в лице епархий могла бы в этом принимать активное участие.
Мне хотелось бы два слова сказать о взаимодействии с государственными структурами. В социальных, духовно-просветительских и духовно-образовательных проектах приграничья Русская Православная Церковь надеется на поддержку местных администраций. Неоценимым подспорьем нам мог бы оказаться уже существующий опыт такого сотрудничества по государственным каналам. Успехи, которые, несомненно, имеют место в экономической, культурной, социальной и образовательной сферах, могут быть использованы в том числе и для того, чтобы содействовать развитию межцерковного приграничного сотрудничества. Перспективной представляется программа создания территориальных долгосрочных институтов партнерства. Я уже говорил о еврорегионах, сама концепция которых предполагает создание долгосрочных институтов приграничного партнерства, которые бы содействовали сотрудничеству людей. Привлечение духовного, интеллектуального и творческого потенциала могло бы сыграть существенную роль в развитии концепции еврорегионов применительно к Восточной Европе и в частности — в постсоветском пространстве. Церковь, конечно, готова этому содействовать. В настоящее время нами разрабатываются общие принципы религиозного, духовного, культурного партнерства в уже существующих еврорегионах. Русская Церковь вовлечена в эту работу не только в рамках постсоветского пространства. Специальную ответственность в этом отношении осуществляет Отдел внешних церковных связей, который возглавляет Преосвященный владыка митрополит Иларион.
Конечно, хотелось бы выразить надежду на то, что будет полнокровно функционировать Совет руководителей приграничных областей России, Украины и Белоруссии, который призван оставаться ключевым инструментом приграничного сотрудничества.
Полагал бы также полезным, чтобы к церковно-государственному взаимодействию в этой сфере подключались общественные организации, в том числе православные организации, казачьи организации.
Хорошие инициативы выдвигает Белгородское отделение Всемирного русского народного собора. Надо подумать об открытии филиалов Собора в приграничных епархиях. Речь идет не о Российском, как иногда, к сожалению, ложно его интерпретируют, а о Русском соборе. Мы используем слово «Русь», подчеркивая тем самым наши общие корни. Всемирный русский народный собор не является Собором россиян. В нем активно принимают участие организации Белоруссии, Украины, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и развитие этой замечательной площадки для свободной дискуссии. Это место, где могут встретиться политики, которые в порой рядом сидеть не смогут. Общность, которая возникает на платформе Всемирного русского народного собора, способна помогать развивать и приграничное сотрудничество в более широком контексте, сотрудничество между нашими братскими странами.
Хотел бы еще сказать несколько слов о том месте, где мы находимся. Я более 20 лет профессионально занимался внешней церковной деятельностью, объездил много стран и представляю себе земной шар не по карте, а в реальности. Мне приходилось много раз бывать на различного рода мероприятиях, которые напоминают то, что мы с вами здесь сейчас видим. Очень важен энтузиазм людей. Но этот энтузиазм нужно правильно организационно поддержать. Я думаю, что этот фестиваль может стать явлением не только в рамках приграничного сотрудничества, а вообще знаковым культурным событием для жизни наших стран. Хорошо было бы продумать возможность привлечения популярных музыкальных коллективов. Очень важно, конечно, чтобы мероприятия не сводились к разлекательным, чтобы появлялись творческие, дискуссионные группы, семинары с привлечением простых людей. Встречи с писателями, музыкантами, актерами, показ фильмов под открытым небом…
Конечно, хотелось бы достроить храм на этом участке нейтральной земли. Камень в его основание был заложен еще в 1995 году. Я бы предложил создать Попечительский совет с участием местных Преосвященных, глав приграничных областей, деловых людей трех стран, чтобы начать воплощать в жизнь эти мысли. Здесь нужен символ нашей общей веры, наших общих истоков, значимое и вдохновляющее место, заполненное благодатью Божией и расположенное там, где три братских народа соединяются в одной точке.
Поэтому вот такие мысли я хотел с вами разделить, некоторые из них были уже подготовлены, а кое-какие возникли сегодня здесь, но еще раз хотел бы сказать, что очень тронут всем тем, что я здесь увидел. Замечательно три государства в лице приграничных областей представили самих себя, свои города, свою культуру, свой народ. Действительно, это была такая мини-экскурсия по России, Украине и Белоруссии. Дай Бог, чтобы все это приобретало еще более значимое измерение и оказывало большее влияние, положительное, на жизнь наших людей, которые, как мы видим, абсолютно однозначно приветствуют вот такую человеческую интеграцию, не политическую, а человеческую. Вот что я хотел вам сказать, дорогие мои. Может кто-то из вас и отреагирует и скажет, может, поправите Патриарха, подскажите другие мысли, пожалуйста, у нас есть время, немного, давайте побеседуем.