Главная страница Новости
«Мусульмане и христиане в современном мире». …

«Мусульмане и христиане в современном мире». Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)

13 июня 2011 года в ходе рабочей поездки в Египет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил крупнейший в исламском мире университет Аль-Азхар.

Уважаемые преподаватели и студенты университета Аль-Азхар!

Благодарю вас за возможность встречи и, надеюсь, доброй беседы в стенах старейшего и авторитетнейшего в мире исламского университета. Ваш университет возник в X веке, несколькими веками раньше, чем первые университеты в Европе.

Я являюсь архиереем Русской Православной Церкви и выступаю перед вами по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года Святейший Патриарх был гостем вашего университета. Надеюсь, что мое посещение Аль-Азхара станет продолжением того диалога, который был начат Предстоятелем нашей Церкви.

Сегодня я предстаю перед вами как христианин - один из более чем двух миллиардов христиан на нашей планете. Нынешний христианский мир разделен на западную и восточную части. Восточная христианская традиция включает в себя Православные Церкви и Древние ориентальные Церкви. Одной из Древних ориентальных Церквей является Коптская Церковь, которая на территории вашей страны насчитывает около 10 процентов верующих. Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Церквей, одна из которых – Александрийская – включает в свою каноническую территорию Египет.

Русская Православная Церковь – самая многочисленная Поместная Православная Церковь. Она насчитывает свыше 150 миллионов верующих и располагается также в странах, где большинство составляют мусульмане, – Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Сегодня, после десятилетий богоборческих гонений в XX веке, наша Церковь активно развивается. Церковное присутствие можно наблюдать в самых различных сферах общественной жизни.

Я приехал из России, где мирно и по-добрососедски проживают на протяжении более десяти веков православные и мусульмане. В России представители ислама с уважением относятся к Православной Церкви; мы тесно сотрудничаем как с руководителями Совета муфтиев России, так и с Центральным духовным управлением мусульман России, а также с муфтиятами, входящими в Координационный совет мусульман Северного Кавказа. В России никогда не было межрелигиозных войн и крупных конфликтов на религиозной почве. У нас в стране, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные.

Сегодня мы отчетливо видим, что, к сожалению, есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Я приехал к вам, чтобы вместе подумать, как нам, людям веры, отвечать на вызовы секулярного мира, а также противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.

Наши религии призывают к миру и добрососедству. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим себя. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18).

Священная книга мусульман Коран также говорит о необходимости уважительного отношения к христианам со стороны приверженцев ислама.

Коран упоминает «благочестивых» – носителей традиционных религий единобожия (т. е. иудеев и христиан), которые остались верны изначальным заветам своих учителей – Моисея и Иисуса Христа, «держащим прямо Тору и Евангелие» (Коран, 5: 66). Они и мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2: 148). Коран учит, что мусульмане и христиане призваны идти своими путями к Богу: «...Каждому из вас Мы установили закон и путь...» (Коран, 5. 48). Сосуществование различных видов монотеизма – трех авраамических религий, согласно Корану, имеет глубокий смысл: «...Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5: 48).

Именно обилие добрых дел, сказано в Коране, указывает на преимущество того или иного направления авраамической традиции: «...И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2: 195). Коран прямо говорит, что именно по этому критерию будут судимы представители авраамических религий: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2: 62).

История знает множество примеров толерантности мусульман по отношению к христианским храмам и иудейским синагогам. Монастырь святой Екатерины на горе Синай избежал разграблений и сохранил свои уникальные рукописи и святыни именно благодаря такому отношению египетских мусульман.

По мысли Корана, нельзя навязывать иную веру христианину: «Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей праведной и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы, коим нет расторжения...» (Коран, 2: 256).

Коран говорит о Евангелии как о законе для христиан, содержащем в себе, подобно Торе, «руководство к прямому пути и свет»: «Вслед за пророками Мы отправили Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем – свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (Коран, 5: 46). Священная Книга ислама призывает христиан следовать Евангелию: «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем...» (Коран, 5: 47).

Мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами, в частности, в Египте. Положение христиан в мусульманском мире определялось обстоятельствами места и времени, однако их традиционный статус, сформировавшийся в период Арабского халифата, оставался практически неизменным.

Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. Вспомним, что и первое братоубийство на земле свершилось «по религиозным мотивам»: жертва праведного Авеля была принята Господом, а жертва Каина — отвергнута (Быт. 4. 3-8), поэтому Каин в злобе и зависти убил Авеля.

Гордецы, действующие своим разумением, а не по воле Творца, приводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос называл лжепророков «волками хищными» (Мф. 7. 15), а пророк Исайя предупреждал народ, чтобы он не следовал «пророку-лжеучителю», насаждающему заблуждение и ведущему к погибели (Ис. 9. 15-16). Далее он же говорит: «...Так как этот народ приближается ко Мне устами своими... сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих... мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет» (Ис. 29. 13-14).

Такие лжепророки породили проблему религиозного сектантства. К сожалению, иногда мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими Церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Священной книги ислама – Корана. Такие лжепастыри не имеют ничего общего с подлинным христианством. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Но я призываю не отождествлять их с христианами восточной традиции – православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляли то, что священно для мусульман.

Аналогичная проблема существует и в мусульманской среде. Есть люди, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди объявили муфтиям на Северном Кавказе. Одной из последних их жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Буквально на прошлой неделе в Дагестане убит ректор исламского теологического института Максуд Садиков, а в прошлом году экстремисты убили единственного на постсоветском пространстве доктора шариатского права, выпускника дамасского университета Абу-Нур Муртазали Магомедова.

Трагедия состоит еще и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Недавно в Египте были подожжены коптские храмы, но ведь Коран говорит о том, что места молитвы Богу необходимы: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Божие» (Коран, 22: 41-42).

Все вы знаете, что в последние месяцы происходят акты насилия в отношении христиан-коптов, которые составляют в настоящее время около 10 процентов населения Египта. Коптские храмы, которые стоят здесь многие столетия, пытаются уничтожить, а христиан – заставить покинуть Египет. Но ведь копты – коренные египтяне. Они с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою родину. Как и мусульмане, христиане хотят видеть свою страну независимой и сильной. Уверен, если египтяне-мусульмане и египтяне-христиане будут жить в мире, соревнуясь в добрых делах, это и будет исполнением воли Бога. Конфликт между египтянами выгоден только врагам Египта.

Чтобы преодолеть разделения, нам необходимо найти то, что нас объединяет. И, как оказывается, у наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную мораль. Сегодня верующие люди сообща свидетельствуют о глубоком моральном кризисе, в котором находится современное общество. Я назову лишь некоторые, хорошо известные глобальные проблемы.

Окружающий нас мир всегда был полон насилия, страданий и несовершенства. Однако бытие человечества имеет смысл, если между людьми устанавливаются отношения искренности, дружбы и жертвенности. Сегодня мы наблюдаем кризис доверия в межличностных и международных отношениях, который вызван всепроникающим эгоизмом, рассматривающим окружающих людей как средство удовлетворения собственных амбиций.

Мировые экономические отношения являются выражением несправедливости, которая ставит одни государства в положение сверх потребления материальных благ, а другие – за черту бедности. Экономическая элита пытается подчинить цели наибольшей выгоды любые общественные отношения как внутри, так и за пределами государств. Самым наглядным доказательством глубокой болезни мировой экономики стал глобальный кризис, порожденный человеческими пороками, которые оказались сильнее казавшихся безупречными систем контроля и регулирования.

Упоминание прав человека в наши дни нередко связано не столько с обеспечением богодарованной свободы личности, сколько с политическими технологиями, превращающими человека в объект манипулирования. Человеческой свободой сейчас оправдываются посягательства на чувства верующих, на признанные нравственные нормы, регулирующие общественную и семейную этику, отношения между родителями и детьми. Мы испытали чувство стыда, когда в датской прессе появились карикатуры на основателя ислама. Оскорбление религиозных чувств мусульман при этом оправдывалось свободой слова и прессы.

Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. По существу, традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Разрушение семьи – это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.

Кампания за уравнивание прав гомосексуальных сожительств с традиционными семьями в глазах верующих людей – недопустимая попытка нивелировать различия между пороком и добродетелью.

Зачастую борьба за свободу женщин превращается в стремление последних освободиться от «навязанных стереотипов», что приводит к разрушению нравственных ограничений, связанных с целомудрием будущих матерей. В результате мы сталкиваемся с неуклонным ростом проституции, сексуального рабства и торговли людьми.

Все упомянутые выше вызовы – это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей, в которой они проиграют, если не объединятся вокруг общего представления о добре и зле. Да, между нами много различий, но мы близки в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования.

Поэтому мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.

Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности. Это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!

Поделиться:
Патриаршее поздравление архиепископу Сан-Францисскому Кириллу с 70-летием со дня рождения

24 ноября в 11:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Сената Республики Казахстан

22 ноября в 22:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с годовщиной интронизации

22 ноября в 10:00

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения

20 ноября в 09:45

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта с 70-летием со дня рождения

19 ноября в 10:30

Состоялся телефонный разговор Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей

17 ноября в 19:01

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом на вокзале города Кветта в Пакистане

09 ноября в 23:30

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра

09 ноября в 22:30

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам Саммита религиозных лидеров СОР29

05 ноября в 14:10

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета

05 ноября в 13:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с вице-премьером Сербии А. Вулиным

04 ноября в 19:40

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Албанской Православной Церкви с 95-летием со дня рождения

04 ноября в 11:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагедией на вокзале в сербском городе Нови-Сад

02 ноября в 15:30

Состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Маланкарской Церкви Индии

01 ноября в 12:30

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VIII Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом

30 октября в 15:15

Начался визит председателя ОВЦС в Таиланд

25 ноября в 09:40

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с послом России в Болгарии

23 ноября в 11:00

Председатель ОВЦС встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Даниилом

23 ноября в 10:00

Митрополит Волоколамский Антоний совершил молебен в Патриаршем Александро-Невском соборе в Софии

23 ноября в 08:00

Делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС прибыла в Болгарию

22 ноября в 21:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с годовщиной интронизации

22 ноября в 09:59

Состоялась встреча председателя ОВЦС с Президентом Сербии А. Вучичем

19 ноября в 13:40

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

19 ноября в 12:00

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

19 ноября в 11:00

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма - Подворья Русской Православной Церкви

18 ноября в 10:30

Состоялся телефонный разговор Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей

17 ноября в 19:01

Митрополит Волоколамский Антоний встретился со Святейшим Патриархом Сербским Порфирием

17 ноября в 18:00

Состоялась конференция, посвящённая 100-летию Свято-Троицкого русского храма в Белграде

16 ноября в 19:00

Началось посещение председателем ОВЦС пределов Сербской Православной Церкви

16 ноября в 12:00

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви

14 ноября в 17:50

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب